Матрос Британских ВМС Романов Андрей Андреевич, Глава Дома Романовых.
Князь Андрей Андреевич — матрос ВМС Великобритании
Романов Андрей Андреевич (род. 21 января 1923, Лондон, Великобритания).
Глава Дома Романовых с 31 декабря 2016 года. Единственный ныне живущий порфирородный (в изгнании) правнук императрицы Марии Фёдоровны.
В 1942 году в самый разгар Второй мировой войны поступил в ВМС Великобритании. Отказался принимать офицерскую должность, предпочитая быть простым матросом.
Служил на лёгком крейсере HMS Sheffield под командованием адмирала сэра Сесила Харкорта. Принимал участие в Арктических конвоях, не раз ходил в Мурманск, часто исполняя обязанности переводчика. Андрей Андреевич стал первым из Романовых, кто побывал на родине после революции.
— А когда вы в первый раз оказались в России?
— Это случилось во время второй мировой войны. Наш корабль был одним из шести в составе конвоя, который сопровождал грузовые суда до Мурманска. Два немецких судна выследили нас и атаковали. Завязался бой. Наше судно было подбито в районе кормы, к счастью, никто не погиб. Мы провели в Мурманске пять дней. Услышав мою фамилию и поняв, кто я такой, русские сказали: “Ну, это дело забытое”.
После этого мы были на Нормандии, потом в Северной Африке, потом два года провели в Тихом океане.
Андрей Андреевич также принимал участие в битве за Атлантику, в североафриканской кампании и высадке союзников в Нормандии.
О высадке на французское побережье у князя остались тяжёлые воспоминания: «Утром, бреясь, выглянув в иллюминатор, я увидел, как по воде плыли трупы. Во время боя я находился глубоко в трюме. Я знал, что, если в нас попадет торпеда, у меня не будет ни малейшего шанса выбраться на поверхность. Там, на корабле, я понял суть жизни и смерти»…
Однажды, когда судно, на котором служил Андрей Андреевич прибыло в британский порт на ремонт, князь получил двухнедельный отпуск и решил навестить бабушку Великую Княгиню Ксению Александровну.
«Она как раз получила приглашение от короля на приём в честь дня рождения Елизаветы,— вспоминал Андрей Андреевич много лет спустя.
— Мы поехали. Во дворце нас встретил королевский церемониймейстер и проинструктировал, как нам вести себя на приёме. У меня не было подходящей одежды, и я явился во дворец в матросской форме.
Кругом были генералы и другие важные персоны. Но меня посадили рядом с королём, и он благодарил меня, что я воюю за его страну.
На самом деле все русские эмигранты воевали и за Россию тоже. Мы радовались, что Красная Армия бьёт фашистов и молились за свою Родину».